Фокус группы Фокус-группа – это коллективное обсуждение, интервью, сфокусированное на одной или нескольких близких темах. В групповой дискуссии участвуют 7-8 респондентов, отобранных по определённым критериям. Дискуссию ведёт профессиональный модератор.
Фокус-группа относится к так называемым качественным методам, которые, в отличие от количественных опросов, направлены на более глубокое понимание мотивов аудитории, изучение ее эмоциональной реакции. Если количественные опросы дают ответ на вопрос "сколько", то фокус-группы отвечают на вопрос " почему". Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5-2 часов по заранее разработанному сценарию.
Фокус группы позволяют получить следующую информацию:
• как поверхностные, так и глубинные мотивации потребления продукта
• оценка имиджа бренда, компании
• определение рычагов воздействия на сознания потребителей
• базовую информацию по различным товарным категориям
• мнения о качестве концепции нового продукта
• восприятия дизайна упаковки, качества продукта, элементы рекламной концепции
• гипотезы для дальнейшей количественной проверки
• и другое
Групповые дискуссии проводятся в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом, либо происходящее ретранслируется на телевизионный экран в соседнее помещение. Заказчик наблюдает за ходом дискуссии, в то время как респонденты его не видят. Если дискуссия открывает новые неожиданные стороны проблемы, вопросы немедленно корректируются и дополняются.
Возможность наблюдения и вмешательства делает фокус-группу очень гибким методом, предназначенным для разработки гипотез и уточнения диапазона мнений.
Вся дискуссия записывается на камеру и диктофон, что в последствии позволяет специалистам провести более глубинный анализ дискуссии.
Мини группы
Возможно также применение мини групп, в котором в отличии от фокус групп, участвуют 3-4 респондента, что позволяет получить более глубинную информацию и отношение к дискутируемой теме участников. Дискуссию дополняют проективные методики, направленные на получение неформализованной, эмоциональной, плохо структурированной информации. (Например, информации об имидже издания, радиостанции или телеканала.)
|