Панельный / Дневниковый метод

Дневниковый метод предполагает заполнение респондентами или участниками исследования специальных дневников фиксирующий из закупки, затраты, потребление либо использование каких либо исследуемых товаров или услуг.

Дневниковый метод чаще используется при проведении:

  • Розничного аудита. Продавцов или владельцев торговых точек просят заполнять весь приход, либо продажу интересуемых товаров в специально составленные дневники закупок/продаж. Такой метод позволяет более точно оценивать продажу товаров в розничной сети, особенно в условиях отсутствия какого либо контроля продаж со стороны самих торговых точек.
  • Медиа исследования. Дневниковая панель при измерении телеаудитории. Данный метод предполагает формирование репрезентативной выборки, то есть выборки, структура респондентов которой соответствует структуре населения того или иного региона (города, области, страны в целом и т.д.). Выборка в зависимости от целей исследования и возможностей заказчика может включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч респондентов. Респонденты, включенные в такую выборку регулярно (ежедневно, раз в неделю и т.д.) заполняют специальный дневник о том, что они делали за этот период времени. Подобный метод обеспечивает четкую фиксацию рейтинга по каждому выходу каждой телепрограммы на каждый день. Другими словами, подобный дневник дает ежедневную информацию по каждому из тех каналов, по которым осуществляется учет телесмотрения, о величине аудитории любой передачи и величине аудитории любого 15-минутного интервала времени, что крайне важно для рекламодателей. 
           
  • Потребительская панель. Респонденты вписывают в дневники товары, либо группу товаров, которые потребляли в течении определённого периода. На вопрос о том, кто именно является покупателем того или иного товара, дает ответ использование такой методики, как потребительская панель. Основные принципы ее организации: репрезентативная выборка объектов исследования, регулярность проведения замеров, подача полученных результатов — остаются такими же, как и в случае с розничным аудитом. Однако объектом исследований здесь выступают не торговые точки, а домашние хозяйства, семьи. Причем предметом исследования являются покупки (а также все остальные доходы и расходы), которые осуществляются соответствующей семьей. Поскольку фиксировать такие покупки и расходы, связанные с ними, в процессе обычных опросов практически невозможно (в силу того, что их нельзя запомнить), выбранным для исследования семьям предлагают вести дневник, в котором еженедельно и подробно фиксируются все покупки (отсюда второе название методики — «дневниковая панель»).